ТАНЕЦ ЖИВОТА: БОСИКОМ ИЛИ НА КАБЛУКАХ?

Мария Загребельная

Невозможно представить себе танцовщицу-«бальницу» без высоких каблуков, а исполнительницу индийского классического танца - иначе, чем босиком. Беллиданс, в равной степени порождение европейской и восточной танцевальной культуры, дает нам свободу выбора. Дискуссии о том, как лучше исполнять танец живота – босиком или на каблуках, кажется, продолжаются бесконечно, и у каждого мнения есть свои горячие поклонницы. Как же все-таки лучше, удобнее, правильнее? Предлагаю рассмотреть все плюсы и минусы обоих вариантов.

Босиком

Исполняя танец живота босиком, мы не только показываем красоту ступни, но и отдаем дань истокам этого искусства, египетской традиции. В Египте народные арабские танцы – балади, халиджи, саиди и другие стили, из элементов которых состоит современный сценический беллиданс – издревле исполнялись босиком. Таким образом, выступая без обуви, мы показываем зрителям танец, близкий к арабским народным, что в западном мире смотрится как экзотика.
Отсутствие каблука дает дополнительную амплитуду и раскованность в движениях бедер, особенно по вертикали. Ведь в распоряжении танцовщицы не только длина ноги от бедра до пятки, но и длина стопы, когда она поднимается на полупальцы. К тому же, прогибы назад из положения стоя кажутся более глубокими, если их выполнять босиком. Для исполнения танца босиком стопа должна быть сильной и хорошо разработанной, потому что танцевать на полупальцах так же сложно, как ходить на высоких каблуках. С непривычки могут болеть мышцы икр.
Исполнение танца босиком может быть удобным и красивым на сцене в концертном зале. Российские звезды Елена Рамазанова, Наталья Стрельченко танцуют босиком. Однако если вы выступаете в ресторанах и на банкетах, где не всегда бывает сцена и танцевать приходится на полу рядом со зрителем, то встает вопрос уже не столько об эстетике движений, сколько о безопасности наших ног. Не всегда поверхность, на которой вы танцуете, идеально чистая и ровная. Будьте осторожны с осколками бутылок, окурками и прочими опасностями. Ножки надо беречь.
  • Педикюр обязателен! Красивый свежий лак и, конечно, никаких натоптышей и мозолей.
  • За пару часов до выступления лучше не надевайте узкую обувь. Лучше мокасины или мягкие туфли с широким носом, но не кроссовки – в них ноги не дышат. Избегайте также резиновой обуви.
  • Носите с собой влажные салфеточки и протирайте ступни ног (особенно пятки) перед каждым выходом.
  • Можно украсить ножку различными аксессуарами: кольцом на пальце, цепочкой на щиколотке.
  • Носите с собой на выступления тапки или носки, чтобы не пачкать ноги в промежутке между танцами.
  • По возможности, перед выступлением внимательно проверьте покрытие пола: нет ли на нем острых предметов или бусин, оставшихся от предыдущих танцовщиц.
  • Вернувшись домой после выступления, помойте ножки в теплой воде и помассируйте ступни. Они тоже хотят благодарности за выполненную работу.

На каблуках

В Ливане, Сирии и Турции танцуют только в обуви. Танцевать без туфель считается дурным тоном. Уровень танцовщицы оценивается публикой не только по технике исполнения, но и по костюму, макияжу, прическе и туфлям. Русская танцовщица Татьяна Федяева, живущая и выступающая в Египте, тоже танцует только в обуви. «Еще в Москве я слышала от арабов, что туфли - признак уровня, и я с ними согласна, - говорит она. - Я обратила внимание, что когда танцовщица постоянно танцует босиком, то её танец постепенно становится более народным, как бы деревенским. И только те, кто могут стоять в танце на высоком носке (например, Сухейр Заки), могут избежать этого. Может, для России это не так важно, а в Египте, например, наличие туфель на ногах означает уровень, класс танцовщицы - откуда она вышла, ее происхождение и образование». Кстати, такие известные египетские танцовщицы как Нагуа Фуад и Самия Гамаль, отходя от национальной традиции, исполняли танец живота на каблуках.

Традиционная модель костюма для восточного танца с заниженной талией и слегка согнутые во время танца колени делают коротконожкой даже хорошо сложенную девушку. Каблуки спасают ситуацию, зрительно удлиняя ноги. Кроме того, они меняют центр тяжести, и некоторые движения бедрами («восьмерки», тряски) выполняются гораздо легче. Если вы выступаете в ресторане, то туфли – это безопасность и гигиена. Они предохраняют от осколков, грязи и бактерий. Да и с шикарно расшитым костюмом блестящая обувь на каблуках смотрятся куда уместнее, чем босые ноги.

  • Туфли, как и ноги, должны быть обязательно чистыми и ухоженными.
  • Если вы не носите каблуки в обычной жизни и не пробовали в них тренироваться – не экспериментируйте на своих первых выступлениях! Двигаться на каблуках нужно учиться заранее.
  • Совсем маленький каблук (3 см и менее) неудобен – в нем нога смотрится почти как босиком или в тапочках, а свободы и устойчивости в нем меньше, чем босиком.
  • Чем выше каблук, тем сексуальнее смотрится женщина. Однако каблуки должны быть такой высоты, чтобы можно было еще немножко подняться на полупальцы. Это дает свободу в движениях бедрами. Иначе вам придется очень сильно сгибать колени.
  • Стриптизные босоножки на толстой платформе и высоком каблуке в арабском танце неуместны – если только вы не собираетесь раздеваться в танце… Но это уже не танец живота.
  • Расширенные в нижней части каблуки (каблуки-«клеш») более устойчивы, потому что увеличивают контакт с поверхностью и контролируют боковое раскачивание. Только будьте осторожны – каблук-клеш легко цепляется за украшения на юбке, поэтому лучше, чтобы не было бисерной расшивки по краю подола.
  • Туфли с закрытым носом удобны, но не позволяют свободно вытянуть пальцы. Босоножки позволяют спокойно вытягивать пальцы, но подошва под пальцами быстро снашивается, особенно если у пола грубое покрытие. Босоножки рекомендуется выбирать с закрытой пяткой – это придаст устойчивости.

Танцевальная обувь и обычная – в чем разница?

Танцевальная обувь гораздо легче по весу, чем обычная, а в танце это немаловажно. Туфли для танцев менее подвержены скольжению, потому что с их кожаной подошвы снят верхний гладкий слой. Подошва покрыта ворсом, который предотвращает возможное падение. В ней нет сплошной платформы, которая лишает обувь гибкости: в основе подошвы лежит жесткая пластинка супинатора, вклеенная под стельку. Она формирует правильную форму стопы и способствует наименьшей утомляемости ног. В туфлях для латиноамериканских танцев, где особая важность придается стопе танцора, супинатор доходит только до подушечки стопы. Это придает особую гибкость носку – его легче тянуть, вставать на полупальцы и т.д. Внутренняя поверхность закрытых туфель отделывается замшей или прорезиненной тканью для того, чтобы лучше держаться на ноге. Танцевальную обувь можно сшить на заказ, и тогда она будет идеально сидеть именно на вашей ножке.

Стоимость танцевальной обуви – от 1600 руб., стоимость «обычных» туфель или босоножек – от 500 руб. Поэтому если вы ограничены в средствах, можно купить для танца обычные босоножки, которые подойдут по стилю к вашему костюму и будут удобны на ноге. Украсить такие туфли или босоножки можно стразами, пайетками и бисером – главное, крепко их пришить или приклеить.

Не на каблуках и не босиком

В чешках, балетках, балетках-«половинках» обычно занимаются на тренировках, чтобы защитить ноги от пола танцкласса. Также носят золотые и серебряные чешки, которые из восточных стран в последнее время. Однако на сцене, на фоне шикарного костюма любые «тапки» смотрятся нехорошо, даже если их расшить стразами, бисером и блестками. В некоторых ресторанах танцовщицам даже запрещают их надевать.


журнал «Ориенталь», номер 3 (5), лето 2006
www.orientalmagazine.ru

No comments: