УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ
Что такое тренинги?
.
Мария Загребельная

Давно известно, что успех организации зависит от людей, которые в ней работают. Чем образованнее и квалифицированнее персонал компании, тем выше на рынке ее конкурентоспособность. Таким образом, инвестиции в обучение персонала компании – это инвестиции в ее успех.

Что такое тренинг и с чем его едят
На сегодняшний день самым востребованным и эффективным видом обучения являются бизнес-тренинги.
Под бизнес-тренингом понимают краткосрочное интерактивное обучение, целью которого служит отработка профессиональных навыков в определенной области. Главное отличие тренинга от лекционного занятия – это его практическая направленность. Участники активно вовлечены в процесс обучения и закрепляют полученные навыки на практике.

Картофельные войны
Тренинг как вид бизнес-обучения пришел к нам с Запада в 90-х годах прошлого века - всего-то лет 10-15 назад (в переводе с английского “training” – «обучение»).
Тренеры-консультанты компании Ars Vitae Евгения Пороцкая и Федор Коноров сравнивают этап развития тренингового рынка в России с хорошо известной историей о распространении картофеля на российской земле в 18 веке: «Не все знали, что с ним делать: крестьяне варили ботву, пытались есть цветы и ягоды, что приводило к отравлениям. Теперь каждый знает как минимум 2-3 способа приготовления картофеля (а всего их существует около трехсот), и без него русскую кухню невозможно представить».
Так и бизнес-тренинги в самом начале своего появления в России использовались и понимались несколько иначе: копировались западные методики, неприменимые у нас; потребности в обучении не выяснялись, что приводило к трате временных и финансовых ресурсов.
Однако уже в 2002 году на российском рынке тренинговых услуг было представлено около 150 тренинговых компаний (как западных, так и российских), из которых только в Москве их насчитывалось 80[1].
Сегодня ни одна крупная компания не представляет дальнейшего развития без обучения своего персонала и планирует на это бюджет.

Чему обучают
Навыки, которые отрабатываются на тренинге, можно разделить на две группы:
- профессионально-ориентированные: навыки в области финансов, маркетинга, продаж, логистики
- навыки личной эффективности: лидерство, управление временем, творческий подход, эффективная работа секретаря, деловая переписка, владение компьютерными программами.

Необходимо отметить, что тренинг служит дополнительным инструментом к развитию сотрудника, но никак не базой. Тренинги в области финансов не могут заменить экономического образования. Они лишь систематизируют уже имеющиеся знания и навыки, а затем дают им практическое применение.

Длительность тренинга в среднем составляет от одного до четырех дней. Вначале в кратком виде преподносится информационный материал: например, как выбирать первостепенную задачу из общего списка дел, как реагировать на возражения клиента, как передавать задания и затем контролировать их выполнение. После теоретической части следует закрепление материала на практике. Для этого участникам выдаются задания на отработку тех или иных навыков: провести телефонные переговоры с клиентом, который недоволен работой установленной в его офисе системой кондиционирования и т.д.

В чем заключается интерактивное обучение
Поскольку основной целью тренинга является отработка практических навыков в конкретной ситуации, то используется интерактивная методика обучения.
Интерактивная методика предусматривает активное участие всех слушателей, работу в группах и обратную связь.

Рассмотрим основные методы активного обучения:
Ролевые игры моделируют условия и отношения реальной жизни и посвящены самым отвлеченным темам (например, команда выбирает на нарисованной схеме кратчайший путь от лесной опушки до мельницы). В этих условиях отрабатываются определенные навыки.
Деловые игры воссоздают реальную деловую обстановку, в которой решаются определенные вопросы, взятые из ежедневных обязанностей (например, составление плана продажи новогодних открыток).
Мини-презентации развивают навыки публичных выступлений, эффективного преподнесения материала, владения собой, самопрезентации.
Видеосъемка позволяет рассмотреть индивидуальное поведение участников, отработать работу в группах, оценить положительные и отрицательные моменты презентации, отследить этапы принятия решений во время групповых дискуссий.

Преподаватели, тренеры, ведущие, консультанты, эксперты
Тренеры-консультанты выбираются исходя из специфики тренинга и, разумеется, знания отраслевой специфики компании-заказчика. Тренинги на развитие профессионально-ориентированных навыков проводят тренеры, имеющие значительный опыт успешной работы в данной профессии и\или специальное образование. Например, тренинги по финансам ведут профессиональные финансисты, по маркетингу – профессиональные маркетологи. Тренинги на развитие навыков личной эффективности проводят, как правило, тренеры, имеющие психологическое образование. Только не нужно путать бизнес-тренера с психотерапевтом, призывающим делиться вашими личными проблемами.
В любом из случаев тренер должен уметь грамотно работать с аудиторией, быстро и эффективно отвечать на вопросы участников, резюмировать сказанное, руководить групповым процессом.

Олег Иванов, старший тренер-консультант компании CBSD (Center for Business Skills Development): «Важной составляющей тренерской работы является проведение в процессе тренинга так называемых фасилитационных сессий, когда тренер является не столько источником информации, сколько ее координатором. Например, на тренинге по методологии решения проблем тренер может представить набор шагов и практических шаблонов, а участники, используя их в качестве инструментов, попробовать решить свою реальную рабочую проблему. В последнее время многие компании приглашают тренеров в качестве фасилитаторов своих внутренних сессий, посвященных разработке или корректировке стратегии, и на другие мероприятия, требующие эффективной организации группового процесса – «мозговых штурмов», работы в малых группах и др».

Для всех или для одного
По формату проведения тренинги делятся на открытые и корпоративные.
Открытые тренинги организуются для сотрудников из разных компаний в заранее анонсированные даты. Корпоративные тренинги разрабатываются и проводятся по заказу определенной компании с учетом специфики ее деятельности.

В открытом формате проводятся тренинги по наиболее востребованным направлениям, таким, как финансы для нефинансистов, рациональное управление временем, проведение презентаций. Также открытыми чаще всего бывают тренинги на совершенствование владения компьютерными программами. Юрий Вильнид, управляющий партнер компании «Офисный факультет», говорит, что наибольшей популярностью пользуются обучающие программы по созданию презентаций в Microsoft Power Point и по построению графиков и таблиц в Microsoft Excel, особенно для менеджеров по продажам. Открытые программы удобны для компаний тем, что на них можно обучить одного-двух сотрудников, дав им возможность обменяться опытом с представителями других компаний.

Однако когда организации требуется комплексное обучение, разработка стратегии, постановка системы управления, то руководство обращается к проведению корпоративного обучения. «В этой сфере сейчас наибольшей популярностью пользуются программы по менеджменту, - рассказывает Дмитрий Балдаев, коммерческий директор Ars Vitae. - Очень много запросов поступает на системное обучение менеджеров среднего звена. И это понятно: специалист вырастает до уровня среднего менеджера, а навыков для выполнения новых обязанностей ему не хватает. Рынок пока не готов предоставить специалистов такого уровня, поэтому компания чаще склоняется к тому, чтобы растить своих собственных сотрудников и обучать их».

В связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности возросло число запросов на проведение обучения по данной тематике. Евгений Калюжный, директор Академии Делойт: «Наибольшей популярностью пользуются семинары по МСФО, которые проводят учебные центры аудиторских компаний «большой четверки». Программы нацелены на получение практических навыков построения финансовой отчетности в соответствии с МСФО и ориентированы на специалистов, которые знакомы с базовыми бухгалтерскими принципами, но практического опыта подготовки отчетности по международным стандартам пока не имеют».

Без кого не может работать офис
Как уже было упомянуто, к тренингам по повышению личной эффективности относятся и программы для секретарей, личных помощников, ресепшенистов. На таких тренингах рассматривается и обсуждается роль секретаря в организации, общение с внешними клиентами и внутренними (коллегами по работе), затрагиваются правила деловой корреспонденции, в том числе по электронной почте. Кстати, например, в компании CBSD тренинги для секретарей проводятся по субботам – потому что в будние дни без секретаря работа офиса может остановиться...

Оплата тренинговых услуг зависит от формата проведения. Участие в открытых тренингах колеблется от 150 до 700 долларов США за человека в зависимости от компании, тематики и продолжительности тренинга. Корпоративные программы проводятся для группы не более 15 человек, и стоимость тренинга в день составляет от 1600 до 3000 долларов США.

Выбор не легок...
Рынок тренинговых услуг, безусловно, растет, число тренинговых компаний увеличивается, потому как возрастает и спрос на бизнес-обучение. Сориентироваться в таком потоке данных и выбрать тренинговую компанию нелегко. Как лучше действовать?
Вячеслав Дриго, старший менеджер по работе с клиентами CBSD: «Вначале неплохо определиться с критериями, по которым Вы выбираете тренинговую компанию. Например:
1. Стоимость услуг
2. Имя компании на рынке
3. Личность тренера
4. Качество обслуживания (быстрота реагирования на запрос, внимательность и понимание запроса и т.д.)
5. Готовность адаптировать программы под запрос
6. Наличие необходимой Вам программы тренинга, отзывы о ней и т.д.
Затем по этим критериям расставляются приоритеты. Дальше – легче, например, первый критерий – это ценовой. Сразу «отсекаются» компании, которые в него не попадают и. т. И так до конца составленного Вами списка критериев».

Полезную и актуальную информацию о тренингах можно найти на специализированных сайтах http://www.trainings.ru/, http://www.seminarium.ru/. И еще есть проверенный способ – это получить рекомендацию у тех, кто уже имел опыт и может сказать «Плавали, знаем».


[1] по материалам журнала «Карьера», статья Татьяны Антроповой, январь 2002


журнал «Взгляд на профессию Секретарь.RU», № 2 (18) 2005 г., www.sekretary.ru

No comments: