БЫЛ ВЕЩИМ ЭТОТ СОН ИЛИ НЕ ВЕЩИМ…
Психология сновидений по Зигмунду Фрейду
.
Мария Загребельная

«Сон - периодически наступающее физиологическое состояние покоя, противоположное бодрствованию, во время которого полностью или частично прекращается работа сознания и ослабляется ряд физиологических процессов».

«Сновидение - образы, возникающие во время сна; то, что снится».

Словарь русского языка

Помните тему школьного сочинения "Значение сна Обломова для всего романа Гончарова"? А все три сна Раскольникова, четвертый сон Веры Павловны, единственный сон пушкинской Татьяны? Еще изучались сон Анны Карениной, в котором кующий железо старичок говорит ей "родами умрете, родами", а также страшный сон Светланы из одноименной баллады Жуковского и сон мальчика из "Лесного царя" Шиллера в переводе того же Жуковского. Не говоря уже о вещем сне князя Игоря из "Слова о полку Игореве".

Читая и перечитывая эти художественные произведения, изучая историю, невольно задаешься вопросом: почему такое большое внимание уделяется сновидениям? Древние народы придавали всем сновидениям большое значение и считали их практически значимыми. Они видели в них знаки будущего, искали предзнаменования. Для древних греков и других народов Ближнего и Среднего Востока военный поход без толкователя сновидений был так же невозможен, как сегодня без воздушной разведки. Когда Александр Македонский предпринимал свой завоевательный поход, в его свите были самые знаменитые толкователи сновидений. Город Тир, расположенный тогда еще на острове, оказал царю такое яростное сопротивление, что он подумывал уже об отказе от его осады. Но вот однажды ночью он увидел во сне танцующих в триумфе сатиров и, когда рассказал это сновидение толкователю, узнал, что ему предвещается победа над городом. Он приказал войскам наступать и взял Тир.
Чтобы узнать будущее, этруски и римляне пользовались другими методами, но в течение всего эллинско-римского периода толкование сновидений культивировалось и высоко ценилось.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) приступил к изучению сновидений в начале 90-х годов. В 1895 году он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений о том, что сновидение - это осуществленное желание. Это открытие свершилось в небольшом венском ресторанчике, и позже он шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер, неплохо было бы повесить небольшую мемориальную доску. Впервые его книга "Толкование сновидений" было опубликовано в 1900 г. В 20-е годы Фрейд уже понимал, что "силы подземного царства" властно вторгаются в социальные процессы. Он знал, что его книги сжигают на кострах, и иронизировал: "Какой прогресс! В средние века они сожгли бы меня!"

Еще в 1880-1882 г.г. Йозеф Брейер сделал открытие, что симптомы болезни некоторых нервнобольных имеют смысл. На этом был основан психоаналитический метод лечения. Во время этого лечения обнаружилось, что взамен симптомов у больных также появлялись сновидения. Так возникло предположение, что и эти сновидения имеют смысл.
Фрейд делает сновидение объектом психоаналитического исследования и через изучение смысла сновидения подходит к изучению неврозов, а также их лечению при помощи психоанализа. Он исходит из того, что сновидения имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни человека.

Фрейд дает очень интересную психологическую характеристику сна: "Сон - это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему угасает. Я погружаюсь в сон, отходя от внешнего мира, задерживая его раздражения. Я засыпаю также, если я от него устал. Засыпая, я как бы говорю внешнему миру: "Оставь меня в покое, я хочу спать". Отсюда он выводит и биологическую цель сна - отдых, и психологический признак - потеря интереса к миру. Наше отношение к миру, в который мы так неохотно пришли, кажется, несет с собой то, что мы не можем его выносить непрерывно. Поэтому мы время от времени возвращаемся в состояние, в котором находились до появления на свет, т.е. во внутриутробное существование. Мы создаем, по крайней мере, совершенно аналогичные условия, которые были тогда: тепло, темно и ничто не раздражает". Каждое пробуждение утром является как бы новым рождением. Вы ведь не раз сами, наверное, замечали, как невозможно заснуть и абстрагироваться от внешнего мира, когда вы наполнены яркими впечатлениями дня, которые еще не осели и беспорядочно крутятся в голове. Дети часто говорят родителям, которые укладывают их спать, что им совсем не хочется ложиться, что они еще не устали, - они не хотят отходить от внешнего мира, он еще держит их (особенно если в соседней комнате родители принимают гостей).
Если сон понимать именно как абстрагирование от внешних раздражителей и проблем, то сновидение вообще не входит в его программу, а кажется скорее какой-то нежелательной примесью. Во сне не должно быть никакой душевной деятельности; а если она все-таки происходит, то мы не достигаем состояния абсолютного покоя. Таким образом, Фрейд предполагает, что эти мешающие сну остатки душевной жизни и есть сновидения.

Фрейд отталкивается от двух предположений:
1. Сновидение является не соматическим, а психическим феноменом.
2. В душе человека существует что-то, о чем он знает, но не ведает о своем знании и поэтому полагает, что не знает этого.

Поскольку техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадок, насколько это возможно, от самого обследуемого, то видевший сон сам должен сказать, что значит его сновидение. Доказательство этого предположения было дано в области гипнотических явлений, и в 1889 году Фрейд был свидетелем опыта, который проводили над приведенным в сомнамбулическое состояние человеком.
Конечно, видевший сон сразу не сможет поведать о смысле своего сновидения, но он может открыть происхождение сновидения, круг мыслей и интересов, которые его определили. А это делается с помощью свободной ассоциации, во время которой исследуемый придерживается исходного представления. Возникающая произвольная мысль абсолютно непредвиденна, но каждый раз строго детерминируется важными внутренними установками.
Фрейд неоднократно проводил такие исследования с именами и числами, самопроизвольно возникающими в мыслях: к пришедшему в голову имени вызывается ряд ассоциаций, которые уже не совсем свободны, а связаны, как и мысли по поводу элементов сновидения. А затем выясняется и мотивировка, и значение свободно возникающего имени.

Однажды Фрейд провел очень интересный эксперимент с одним молодым человеком, которого лечил, и высказал предположение о том, что, несмотря на кажущуюся произвольность, в голову не может прийти имя, которое не оказалось бы обусловленным ближайшими отношениями, особенностями испытуемого и его настоящим положением. Фрейд знал, что у этого молодого человека особенно много разного рода отношений с женщинами и девушками, и потому предполагал, что выбор первого попавшегося женского имени будет сделать особенно сложно. К удивлению Фрейда, на него не посыпалась лавина женских имен, а молодой человек произнес только одно пришедшее ему на ум имя: Альбина. "Странно, что же вы связываете с этим именем? Сколько Альбин Вы знаете?" Молодой человек не знал ни одной Альбины, и больше ему ничего не приходило в голову по поводу этого имени. Но никаких других мыслей и не потребовалось. У молодого человека был необычно светлый цвет волос, во время бесед при лечении Фрейд в шутку называл его Альбина; они как раз занимались выяснением доли женского начала в его конституции. Таким образом, он сам был этой Альбиной, самой интересной для него в это время женщиной.

Хочу с вами поделиться, как для толкования своего собственного сновидения я применила способ свободной ассоциации:
Однажды я проснулась с совершенно четким ощущением, что видела во сне Мандельштама, разговаривала с ним, держа в руках книгу его стихов. Накануне я не читала его и даже не думала о нем. Откуда? Я стала вызывать в сознании все возможные ассоциации, которые напрашивались сами собой в связи с этим сновидением. Всплыл образ нового знакомого Юрия, которого я "идентифицировала" сначала по телефону и только потом увидела вживую. У Юры был сиплый, или даже вернее будет сказать - осипший голос, который ввел меня в некоторое заблуждение о том, что обладатель голоса гораздо старше своих лет. Как известно, Мандельштама зовут Осип - имя, которое даже несмотря на ударение на первый слог неизменно ассоциируется у меня со скороговоркой "Архип осип". Таким образом, появление в моем сне поэта-акмеиста стало мне вполне понятным.

Сновидение как целое является искаженным заместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидения - найти это бессознательное. Восстановленное в памяти сновидение не является собственным содержанием, но только искаженным заместителем того, что должно помочь путем вызывания других замещающих представлений приблизиться к собственному содержанию, сделать бессознательное сознательным.
В используемом Фрейдом для толкования сновидений методе свободной ассоциации необходимо усвоить то, что ни одна ассоциация не должна быть исключена, даже если эта мысль слишком незначительна, слишком бессмысленна, не относится к делу или ее неприятно сказать. Напротив, мысли, которые хотелось бы подавить таким образом, оказываются все без исключения самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного. Если мысль сопровождается таким возражением, то это как раз очень показательно. Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое?

Итак, Фрейд выделяет явное содержание сновидения (то, что рассказывается в сновидении) и скрытые мысли сновидения (то скрытое, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями). Отношение между явными и скрытыми элементами не так просто: оно состоит не в том, что один явный элемент всегда замещает один скрытый, а это скорее групповое отношение между обоими лагерями, внутри которого один явный элемент представляется несколькими скрытыми или один скрытый может замещаться несколькими явными.
Однако о явных и скрытых элементах можно говорить только в искаженных сновидениях. Но присутствуют еще и неискаженные - это детские сновидения. Используя именно их, Фрейд делает некоторые выводы о сущности сновидения:
1. Сновидение является реакцией душевной жизни во сне на впечатление дня. Это понятные, полноценные душевные акты.
2. Эти сновидения лишены искажения, явное и скрытое сновидение совпадают. Таким образом, искажение сновидения не является проявлением его сущности.
3. Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием; исполнение этого желания становится содержанием сновидения. Например, днем пятилетнему малышу запретили кататься на лодке по озеру. Когда он ложится спать, то видит во сне, как плавает по озеру на самой настоящей лодке, и даже сам гребет веслами. Сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания.

Кстати, не только сны, но и другие общеупотребительные выражения имеют тот же смысл. Известные поговорки утверждают: свинье снится желудь, гусю - кукуруза, а курица видит во сне просо. Многие выражения подтверждают мысль об исполнении во сне желания: "Хочешь?" - "Сплю и вижу"; "прекрасно, как во сне", "этого и во сне не увидишь", "я бы не мог себе это представить даже в самом необычайном сне". А есть еще замечательный анекдот о галлюцинаторном переживании желания во сне: Приходит к врачу пациент и жалуется: "Доктор, ничего не могу сделать. Мне каждую ночь снится, как крысы играют в футбол". - "Не волнуйтесь, - отвечает доктор. - Примите эти таблетки, и все у вас пройдет сегодня же ночью". - "Ой, доктор, можно только не сегодня! У них сегодня финал!"
Отличие взрослых сновидений от рассмотренных выше детских в том, как уже упоминалось, что во взрослых сновидениях присутствует искажение, которое уводит толкователя от скрытого смысла сновидения.

Почему же искажается сновидение? Потому что желание отвергаемо? Потому что оно оскорбляет этические и эстетические тенденции Я? Возможно, что в душевной жизни есть место для противоположных тенденций, для противоречий, которые существуют рядом друг с другом. Возможно даже, что как раз преобладание одного побуждения является условием бессознательного существования его противоположности. Например, жена видит во сне смерть собственного мужа. Она может не осознавать это, но подсознательно это желание в ней присутствует. Кажется невероятным, чтобы в конституции человека столько места занимало зло. "Я не хочу говорить о том, какими вы кажетесь сами себе, - пишет Фрейд, - но много ли вы нашли благосклонности у своего начальства и конкурентов, много ли рыцарства у своих врагов и мало ли зависти в своем обществе, чтобы чувствовать себя обязанным выступать против эгоистически злого в человеческой природе? Разве вам неизвестно, как плохо владеет собой и как мало заслуживает доверия средний человек во всех областях сексуальной жизни? Или вы не знаете, что все злоупотребления и бесчинства, которые нам снятся ночью, ежедневно совершаются бодрствующими людьми как действительные преступления? В данном случае психоанализ только подтверждает старое изречение Платона, что добрыми являются те, которые довольствуются сновидениями о том, что злые делают в действительности".
Одна из важнейших вещей, рассмотренных Фрейдом в его трудах о сновидениях, - работа сновидения. Это та работа, которая переводит скрытое сновидение в явное. Без изучения этого понятия невозможно полноценное толкование сновидений.

Работа сновидения присутствует даже в неискаженных детских сновидениях: ведь произошел перевод желания в реальность и по большей части перевод мыслей в визуальные образы. Здесь для "разгадки" сновидения требуется лишь обратный ход этих двух превращений. Но вот со взрослыми сновидениями дело обстоит куда сложнее, потому что к работе сновидения прибавляется еще и искажение.

Фрейд рассматривает несколько результатов работы сновидения:
1. Сгущение. Явное сновидение содержит меньше, чем скрытое, т.е. является своего рода сокращенным переводом скрытого сновидения. Определенные скрытые элементы опускаются. В явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения. Скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаясь в одно целое.
2. Смещение. Какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным (намеком). Психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.
3. Превращение мыслей в зрительные образы. Для выражения отдельных элементов сновидения существует наглядное изображение слова.
Фрейд очень интересно отмечает то, что при работе сновидения дело заключается в том, чтобы выраженные в словах скрытые мысли перевести в чувственные образы по большей части зрительного характера. Наши мысли ведь как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материалом и предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать, образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова, а затем и мысли. Таким образом, работа сновидения заставляет мысли пройти регрессивный путь, лишает их достигнутого развития, и при этой регрессии должно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образов воспоминаний к мыслям.

По поводу наглядного изображения слова в сновидении опять же позвольте привести в пример собственное сновидение. На протяжении долгого промежутка времени я видела во сне человека, о котором я была очень высокого мнения, и в моем сне он был неестественно высокого роста.
Делая общее заключение о работе сновидения, "сновидением" можно назвать не что иное, как результат работы сновидения, т.е. форму, в которую скрытые мысли переводятся благодаря работе сновидения. Эта работа состоит из перевода мыслей в галлюцинаторное переживание. А скрытые мысли - это материал, который работа сновидения преобразует в явное сновидение.
В России еще с прошлых столетий популярна вера в народные приметы, которые находят свое проявление и в сновидениях: зеркало, мутная вода, кошка во сне - к беде; собака - к чему-то хорошему; видишь себя во сне обнаженной - заболеешь, а если видишь себя без одежды, да еще и в зеркале - вообще в больницу можешь лечь. Но эти приметы теряют всякий смысл, когда имеют общее толкование для совершенно разных людей разного возраста, разного социального статуса, разных условий жизни, разного личного опыта, как внешнего так и внутреннего. Говоря простым языком, можно увидеть во сне своего обожаемого пушистого кота, развалившегося на диване, а можно - дворовую исхудавшую кошку, пожирающую мышей. В данном случае роль играет не само значение этих предметов, увиденных во сне, - а внушение, которое определяет их значение. Могу сказать, что я довольно долгое время считала все эти символы в сновидении правомерными и, более того, неизбежными, а потому, увидев себя во сне обнаженной и зная, что теперь должна заболеть, я непременно заболевала, и ничего не могла с этим сделать. Но теперь с этими ассоциациями все гораздо сложнее…
2002 г.

Литература:
З.Фрейд «Введение в психоанализ»; З.Фрейд «Толкование сновидений»; Б.Херсонский «Свободные ассоциации»; В.Лейбин «Царская дорога к бессознательному».

журнал «Соционика, психология и межличностные отношения», июль 2004 г.

No comments: