ОБ ИНДИЙСКОМ КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ БХАРАТАНАТЬЯМ

Мария Загребельная

Почему многие русские девушки выбирают в качестве хобби такие дисциплины, как индийский классический танец бхаратанатьям? Не должны ли им быть ближе грациозные движения классического балета, нежели индийские адаву, отягощенные смысловой нагрузкой, со всевозможными жестами, передающими истории индийских богов? А ведь индийские танцы изучаются в России на протяжении пятнадцати лет, представители нашего народа ездят в Индию, чтобы изучить танец «из первых рук». В 1993 году Дмитрий Змеев стал первым гражданином России, принявшим участие в V Международном фестивале индийского искусства, где исполнил танец бхаратанатьям.
.

Какая загадка таится в индийских танцах, что так манит и российскую публику? Оказывается, возрождение индийского классического танца во многом связано с русской культурой. Но прежде чем поведать читателю об этом интересном факте, хочу немного рассказать о возникновении индийского классического танца, и в частности - бхаратанатьям.
.
Возникновение бхаратанатьям

Индийские танцы зародились приблизительно во II веке до н.э. как ритуал поклонения богам, т.е. как форма жертвоприношения и часть молитвы. По этой причине индийский танец был достоянием храмов, в отличие от некоторых европейских танцев – например, от вальса, который происходит от народных танцев, исполнявшихся крестьянами Южной Германии, Австрии, Чехии.

Само название танца бхаратанатьям происходит от первых слогов следующих слов:
бхава - выражение
рага - музыка
тала - ритм
натьям - танец

Таким образом, бхаратанатьям соединяет в себе эти четыре компонента. Танец имеет глубокий смысл: он обращен не к земным чувствам и наслаждениям, а к душе танцора и зрителя, и поэтому подразумевает единение тела и души, земли и небес.
Бхаратанатьям возник на юге Индии, в штате Тамилнаду, и его покровителем считается бог Шива - один из трех великих богов индуизма. Танец строго следует канонам, закрепленным в древних индийских трактатах "Натьяшастра" (что в переводе с санскрита означает "Наука о театре") и "Абхиная Дарпана" ("Зеркало актерской выразительности"), и потому назван классическим. Эти трактаты датируются приблизительно IX веком н.э. Вообще классическими в Индии признано семь стилей танца: бхаратанатьям, кучипуди, мохиниаттам, катхакали, одисси, катхак и манипури. Стиль бхаратанатьям самый древний из них и отличается величием, выразительностью и осанкой. Его исполняют преимущественно женщины, тогда как, например, стиль кучипуди танцуют в основном мужчины.

Много веков назад бхаратанатьям исполнялся в храмах южной Индии, и танцовщиц называли "девадаси" (служительницы Бога). Девушки должны были не только уметь танцевать, но и петь (на санскрите и других языках) и играть на музыкальных инструментах. Они были вынуждены вести строгий образ жизни, им запрещалось иметь семью. Зато девадаси и музыканты пользовались большим уважением и находились на содержании храма.
.
Колониальный период

Во времена британского правления, начавшегося в Индии в XVIII в., искусство индийского классического танца претерпело множество изменений: танец потерял свое ритуальное значение, искусствоведение как предмет не включалось в британскую образовательную программу, и последующие поколения индийцев были оторваны от своих традиций. Танцы ушли в тень, потому как британцы не считали их столь важным компонентом индийской культуры и устанавливали свои законы и порядки. Элита больше подражала ценностям Викторианской эпохи, и искусство Запада ценилось выше, чем многовековые индийские традиции. Более того, отношение к классу девадаси стало пренебрежительным в силу того, что танцовщиц считали храмовыми проститутками. Однако официальных запретов на прекращение храмовых танцев не было. Танцы по-прежнему продолжали существовать, но не получали дальнейшего развития и не рассматривались как вид искусства.
Возрождение танца началось только в начале XX века - и по иронии судьбы именно благодаря любопытству представителей Запада. Вот тут и наблюдается интересная связь индийских классических танцев с русской культурой.
.
Интересная случайность

В 1928 г. в Индии гастролировала русская балерина Анна Павлова, и 24-летняя индианка Рукмини Деви присутствовала на ее концерте в Бомбее, а затем вместе с мужем отправилась на теплоходе в Австралию. Анна Павлова путешествовала на том же самом теплоходе, направляясь с выступлениями сначала в Индонезию, а затем в Австралию. В Сиднее Анна Павлова предложила Рукмини Деви заняться балетом, и Рукмини взяла несколько уроков у одного из танцоров труппы. Однако русская балерина все же считала, что целесообразнее для индийской девушки танцевать индийские танцы.

За год до этого события, на юге Индии, господин Кришна Ийер, практикующий адвокат, на сессии Индийского Национального Конгресса организовал музыкальную конференцию, результатом которой стало открытие музыкальной Академии в южноиндийском городе Мадрасе. В 1933 г. Кришна Ийер спонсировал выступление в Академии двух танцовщиц девадаси. Это было один из первых выходов индийского танца из тени в свет.
Рукмини Деви присутствовала на выступлении и, вспомнив совет Анны Павловой и вдохновившись зрелищем, изъявила желание изучать бхаратанатьям. Это вызвало протест в обществе: девушка из высшей касты желает заниматься храмовыми танцами. Однако несмотря на протесты Рукмини стала брать частные уроки у одной из девадаси, а через два года выступила перед публикой.

Рукмини Деви занялась воссозданием бхаратанатьям как формы танцевального искусства и сделала танец доступным для общества. Она внесла ряд изменений в технику исполнения, в костюм. В прежнем исполнении музыканты следовали за танцовщицей, а в новой постановке они усаживались в углу сцены, что позволяло зрителю концентрировать внимание только на танце. К костюму она добавила традиционную вышивку и украшения.
В 1936 г. Рукмини Деви основала Колледж изящных искусств Калакшетра, что окончательно ознаменовало возрождение индийского классического танца.
.

Кстати, была и другая любопытная встреча русской балериной с индийскими исполнителями. Незадолго до знакомства с Рукмини Деви, в Лондоне Анна Павлова встретилась с индийским танцовщиком Удаем Шанкаром, с которым поставила балетный дивертисмент. Вернувшись в Индию, Удай Шанкар создал свою балетную труппу и под влиянием Павловой на базе классического танца создал индийский танец-модерн.
.
Из чего состоит танец

А теперь о самом танце, который по своей сложности не уступает, пожалуй, ни одному танцу мира. В отличие, скажем, от танца живота, освоить бхаратанатьям гораздо тяжелее и требует вдвое больше тренировок.
Несмотря на древнее происхождение самого танца, система движений, исполняемых в бхаратнатьям сегодня, сложилась только в начале XIX века. Танцевальная единица получила название "адаву". Существует 10 типов адаву по 12 единиц в каждом, таким образом общее число адаву - 120. Среднестатистический исполнитель бхаратнатьям использует не более 80 адаву. Движения, в которых задействованы обе ноги, называются "карана" - это именно движения, а не статичная поза. Все 108 каран и 32 их комбинации изображены в скульптурах южноиндийского храма Чидамбарам в штате Тамилнаду.

Яркой чертой танца являются мудры - жесты рук, с помощью которых танцовщица выражает слова, строит предложения и таким образом передает сюжет танца, взятый из мифологии и повествующих о жизни богов. Кстати, мудрами называются только те жесты рук, которые что-либо обозначают (остальные движения называются «хастам»). Например, открытая ладонь с чуть согнутым большим пальцем передает образ дождя. Полусогнутые концы пальцев изображают движение змеиной головы. Сжатый кулак обозначает оружие, удар. Вращение кулаком с выпрямленным указательным пальцем – колесо, толпа.

Помимо танцевальной единицы, мудр и движений ног, танец имеет три аспекта исполнения: Нритта, Нритья и Натья.
Нритта – это абстрактный танец, состоящий только из повторяющихся элементов и лишенный драматического содержания.
Натья – это драматический танец, который связан с настроением и психологическим состоянием.
Нритья – это целый спектакль с сюжетом, имеющим в своем составе как Нритью, так и Нритту.

Последовательность исполнения тоже заключена в определенную систему, которая носит название «Маргам». Эта система состоит из 8-и частей. Танец начинается с простых движений глаз, шеи, рук, ног. Затем делается упор на прыжки и притопывания, а в последней части исполнительница приносит хвалу Богу и благодарит своего учителя, оркестр и зрителей. Следуя своему предназначению, танец должен способствовать духовному подъему как танцовщицы, так и зрителей.
.
Какой должна быть танцовщица?

К девушкам девадаси предъявлялся определенный ряд требований для того, чтобы исполнять храмовый танец. Танцовщица должна быть молодой, не слишком худой и не толстой, с большими выразительными глазами, пухлыми губами, с пышными волосами и округлой грудью. Кроме того, она должна быть сообразительной и уверенной в себе. Самым главным условием, конечно, было наличие чувства такта.
В нынешнее время для девушек эти требования до сих пор актуальны, хотя, надо заметить, что не многие сейчас выбирают бхаратанатьям в качестве своей профессии и стиля жизни. Скорее, как хобби. Этот танец требует отдачи, сил и времени как никакой другой танец в мире. Достаточно хотя бы того факта, что раньше танцовщицу выпускали на сцену лишь спустя 10-12 лет изучения.
Русские девушки, изучающие бхаратанатьям в Москве, конечно, не всегда выдерживают такой срок. Но надо сказать, что выступление тем не менее было внушительным. Вероятно, гордость за балерину-соотечественницу...

журнал «Ориенталь», № 2, осень 2005 г.
http://www.bellydance.ru/magazine/

No comments: