ОТСТУКИВАЯ СТЕП...
Об ирландском танце в России

Интервью с Марией Сингал

Пожалуй, любая нация с радостью знакомит другие народы со своими традициями, обычаями, культурой – это своего рода маркетинг страны. Ирландцы, например, даже открыли в Лондоне несколько организаций по продвижению ирландской культуры в английские массы (South London Irish Association, Haringey Irish Cultural and Community Centre, Celtic & Irish Cultural Society) и рекламировали эти заведения в марте этого года в Лондоне на параде в честь дня Св.Патрика. Пора дружить. А семь столетий, когда Ирландия была колонией Великобритании, пусть станут достоянием истории. Что касается России, то в нашу страну и без подобного рода организаций в конце прошлого века (т.е. всего несколько лет назад!) пришли виртуозные кельтские танцы, и их изучение очень приветствуется жителями изумрудного острова.

Интересно, что роднит танец кельтов с русской культурой и русскими традициями? Чем вызван в России такой интерес к ирландскому танцу?
Мы обратились с этими вопросами к Марии Сингал, профессиональной исполнительнице и преподавателю ирландских танцев в России, единственной пока россиянке, ставшей обладательницей золотой медали на Открытом чемпионате по ирландским танцам. Среди российских исполнителей кельтских танцев Мария первая, кто получил признание в Ирландии.

М.З. Маша, как отнеслись к тебе на родине танца?
М.С. Исключительно благосклонно! Ирландцы очень дружелюбные по своей природе, а к любому человеку, который интересуется их культурой и традициями, в частности, «танцевальными», относятся с уважением и стараются сделать всё, чтобы помочь в изучении и поиске материала.

М.З. Что привело тебя к ирландским танцам?
М.С. Ирландскими танцами я увлеклась неожиданно для себя. В детстве 7 лет танцевала в ансамбле «Калинка», занималась с репетитором классическим балетом, а спустя много лет, увидев ирландское шоу «Риверданс», поняла, что я должна изучать ирландский танец. Слово «должна» я употребляю не случайно: конечно, никто меня не обязывал заниматься непосредственно этим видом танца, но, когда при виде шеренги танцоров, бесперебойно бьющих о сцену ногами в тяжёлых туфлях, сердце начинает биться сильнее, перехватывает дыхание, ты осознаёшь, что именно к этому стремился всю жизнь, в этом— смысл существования. Объяснить это практически невозможно… Ты просто это чувствуешь внутри себя.

М.З. Как ты сказала, до занятия кельтскими танцами ты семь лет занималась балетом. Насколько тебе помог полученный опыт или же, наоборот, как говорится в методике, произошла интерференция навыков?
М.С. Занятия каким-либо видом танца, аэробикой, гимнастикой, фитнесом не могут повредить… Все они направлены на укрепление мышц, исправление осанки, поднятие тонуса. Когда в зал приходит «человек танцующий», это сразу видно— материал усваивается легко и быстро, ноги с точностью выполняют данные указания, однако, после классического балета заниматься ирландскими танцами нелегко. В балете вырабатывается, скажем так, излишняя выворотность, которая ирландскому танцу не присуща, большое внимание уделяется постановке рук, которые в ирландском танце полностью бездействуют. Однако, я считаю, что мне занятия танцами в детстве очень помогли— всё-таки полученные навыки позволяют с большей лёгкостью и уверенностью справляться с новой, необычной техникой.

М.З. Ты начала изучать танец самостоятельно, потому как в 1998 году в Москве не было сертифицированных преподавателей. Как сегодня обстоят дела с аттестацией российских преподавателей в области преподавания ирландских танцев?
М.С. Для того чтобы стать дипломированным преподавателем, нужно пройти очень непростой, тернистый путь. Пока в России никто на это не решился… Но в принципе нет ничего невозможного. Прежде всего необходимо обучаться у сертифицированного Комиссией по ирландским танцам преподавателя, принимать участие в чемпионатах несколько лет подряд, а уже потом сдавать многоступенчатый экзамен на получение диплома.

М.З. Когда ты сама начала преподавать ирландские танцы?
М.С. В 2000 году. В общеобразовательной школе № 1239 (20), которую я когда-то сама заканчивала. Это был первый опыт. Потом были мастер-классы в Москве, Санкт-Петербурге, Таллинне, Киеве…
Мне всегда нравилось выступать на сцене, но преподавание захватило меня полностью. В тех, кто приходит на мои занятия, я вижу себя несколько лет назад— пытливый взор, блеск в глазах и огромное желание научиться танцевать так, как многие века танцуют на Зелёном Острове.

М.З. Когда открылась твоя школа и какие планы на будущее?
М.С. Я открыла школу ирландского танца на базе Международного танцевального центра в марте этого года. Мой класс потихоньку набирает обороты; с сентября этого года создается еще одна группа. В планах — сотрудничество с педагогами из Ирландии (в частности, со школой в Дублине, в которой я училась), а также проведение мастер-классов на базе школы для ребят из других городов России, которые не имеют возможности заниматься в связи с отсутствием преподавателей, но грезят ирландским танцем.

М.З. Майкл Флэтли, солист танцевального шоу «Риверданс», а затем создатель шоу “Lord of the Dance”, говорит, что русские, как и ирландцы, вкладывают в танец свое сердце. Что еще, по твоему мнению, роднит в танце два этих народа?
М.С. Мне кажется, эмоциональность. Хоть и говорят, что ирландский танец очень серьёзный и строгий, я с этим не совсем согласна. Да, танцовщики, участвующие в чемпионате, очень сосредоточены на сцене, почти никогда не улыбаются (с чем борются преподаватели и судьи), думают только о совершенстве технике. Наверное, это правильно, ведь для них это своего рода спорт, состязание. Но стоит вам увидеть исполнение деревенских танцев, заглянуть в паб, где все танцуют и веселятся, вы посмотрите на ирландский танец иначе. В нём много экспрессии, страсти, энергетики.

М.З. Откуда в танце правило держать руки опущенными? Это как-то связано с традициями страны и ее нравом?
М.С. Существует немало легенд, повествующих о том, откуда произошла традиция держать руки опущенными во время танца. Согласно одной из них, группу ирландских танцоров пригласили выступить на приёме у английской королевы. Они отказались поднимать руки, высказывая этим нежелание танцевать «правильно» перед английской королевой и англичанами.
Ещё одна теория заключается в том, что церковь пыталась контролировать и запрещать ирландские танцы. Тогда танцоры стали держать руки по швам, чтобы священник, заглядывающий в окна, не понял, что люди танцуют.

М.З. Как ирландцы воспринимают русский народ? Насколько популярен у них балет?
М.С. Как я уже говорила, ирландцы ко всем относятся очень дружелюбно! Приезжая в Ирландию, ты начинаешь чувствовать особую атмосферу гостеприимства и спокойствия, умиротворённости. На улице может подойти незнакомый человек и поинтересоваться, как у тебя дела, как самочувствие. И не пойдёт ли дождик… Узнав, что ты из России, непременно задаст вопрос, по какой причине ты посетил Ирландию, а поняв, что эта причина— танцы (гордость страны), обязательно пожелает успехов и пригласит на чай в следующий вторник.
Балет в Ирландии, конечно, не так популярен, как национальные танцы, тем не менее, в Дублине и других городах существует немало балетных трупп и школ, воспитывающих прекрасных танцовщиков.

М.З. Чем, по-твоему, вызвана популярность ирландских танцев в России?
М.С. Это довольно сложный вопрос. Можем ли мы точно знать, почему в России сейчас столь популярны танец живота, индийский танец и другие? Чем это объяснить? Может, тягой ко всему неизведанному? Или же модными течениями? Или же просто чем-то особенным, что воздействует на конкретного человека, который мечтает овладеть танцевальным искусством? Как мне кажется, ирландский танец перешёл на совершенно новую ступень развития после появления различных танцевальных шоу, таких как “Riverdance”, “Lord of the Dance”, “Dancing on Dangerous Ground” и других. До этого об ирландском танце в России даже не слышали. Да, и в других странах не было такого «бума». Но, увидев шоу раз, люди приходили снова и снова… Так ирландский танец зашагал по планете, привлекая всё большее количество людей.

М.З. Чем тебе близок ирландский танец?
М.С. Ирландский танец не существует без музыки — потрясающего сочетания звуков волынки, скрипки, аккордеона, ирландского бубна (бойрана) — которая манит и зовёт скорее пуститься в пляс. В ирландском танце заложен и свой собственный ритм, который отбивается ботинками с тяжёлыми набойками. Переплетение музыки и степа создаёт потрясающий эффект. К тому же, мне очень нравится поза ирландского танцовщика, которую обычно характеризуют так: прямая спина, руки по швам, голова высоко поднята, ноги скрещены. Она необычна и не может не привлекать.

М.З. Провокационный вопрос: почему ты танцуешь ирландские народные танцы, а не, скажем, русские народные?
М.С. А я танцевала русские народные танцы 7 лет. Вот, захотелось попробовать что-то новое… Исполняя ирландский танец, я чувствую себя по-настоящему счастливой!

подготовила Мария Загребельная
журнал "Ориенталь", № 2 осень 2005 г.

No comments: